Коррекционная работа по развитию речи детей с нарушениями слуха
Нарушение слуха влечет за собой тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих дошкольников и школьников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Поэтому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития устной речи таких детей, которые откроют ребенку возможность речевого общения с окружающими и неограниченного дальнейшего умственного развития.

Нарушение слуха влечет за собой тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих дошкольников и школьников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Поэтому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития устной речи таких детей, которые откроют ребенку возможность речевого общения с окружающими и неограниченного дальнейшего умственного развития.
Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения.
Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном применении электроакустической, звукоусиливующей аппаратуры): учащиеся на основе подражания образцу правильной, естественной речи учителя и воспитателя имеют возможность овладеть элементами ритмико-интонационной структуры речи, закреплять правильное воспроизведение её звукового состава.
Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях. Их содержание определяется задачами формирования произносительных навыков. На всех уроках и занятиях обеспечивается максимальная реализация произносительных возможностей учащихся.
В рамках регионального Комплекса мер по поддержке жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в РМ на 2022–2023 годы Гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был закуплен программно-методический комплекс развития речи. Этот материал предназначен для работы учителей-дефектологов (сурдопедагогов), логопедов как вспомогательное средство на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.
Яркие картинки, запоминающиеся герои, возможность регулирования сложность заданий с помощью настоек – все это помогает и позволяет детям усваивать материал быстрее и эффективнее, особенно возможность визуального контроля речи и отдельных ее компонентов. Интерактивные игры и упражнения полностью охватывают все области речевого развития – от фонематического восприятия до связной речи.