ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
г.Саранск, Республика Мордовия
  • Доступная среда

    Одно из приоритетных направлений социальной политики современной России – повышение доступности и качества образования для всех категорий граждан. Ключевым ориентиром системы образования сегодня является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Одно из условий предоставления равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это создание универсальной безбарьерной среды.

    Универсальная безбарьерная среда – это среда, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детей-инвалидов, предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания. Особые образовательные потребности у детей с нарушением слуха задаются спецификой слуховых нарушений, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.

    Для детей с нарушением слуха в рамках ФГОС НОО предусматривается создание образовательных условий, учитывающих их особые образовательные потребности, в том числе в развитии коммуникации и речи.

    В структуру особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся входят:

    использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию оптимальных путей обучения;
    обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, дополнительного образования, так и в процессе индивидуальной работы;
    специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;
    активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
    специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухо-зрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
    специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;
    условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что в школе и классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений.
    специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
    специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
    специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;
    психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и общеобразовательной организации;
    В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся должна быть отражена специфика к организации пространства, в котором обучается слабослышащий и позднооглохший обучающийся.

    Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является:

    наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов (средства пожарной тревоги с сигнализаторами);

    обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

    Учебные кабинеты, оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами (вибростол, СУВАГ) или беспроводной аппаратурой, использование индукционной петли в актовом зале на мероприятиях). В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребенок пользуется слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций.

    В школе имеется сенсорная комната для коррекционных занятий.

    В классных помещениях предусмотрены специальные места для хранения, зарядных устройств, батареек. Каждый учебный класс в начальной школе оборудован компьютерами для обучающихся.

    • о специально оборудованных учебных кабинетах;
    • об объектах для проведения практических занятий;
    • о библиотеке(ах);
    • об объектах спорта;
    • о средствах обучения и воспитания;
    • об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
    • о специальных условиях питания;
    • о специальных условиях охраны здоровья;
    • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
    • об электронных образовательных ресурсах;
    • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
    • о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;
    • о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике